Что делает учитель-дефектолог в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед  делает в школе?».

Основные направления работы учителя-дефектолога в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи,
  • коррекция произношения,
  • накопление и совершенствование словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

  • Обследование учащихся
  • Подготовка материалов обследования.
  • Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.
  • Проведение фронтального обследования среди учащихся.     
  • Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.
  • Заполнение речевых карт, оформление документации.
  • Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Содержание логопедической работы

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

  • Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
  • Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо — моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.
  • Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
  • Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.
  • Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
  • Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.
  • Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
  • Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
  • Работа над связной устной и письменной речью.
  • Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

  • Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
  • Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.
  • Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.
  • Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.
  • Формирование действий изменения слов.
  • Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
  • Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  • Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
  • Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
  • Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
  • Работа над формированием связной речи.
  • Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.
Яндекс.Метрика