Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gimnazium7_vit@tut.by
 

Музей Семьи

a

«Музей Семьи» — это построение единого воспитательного пространства во взаимодействии с семьёй, это три зала-кабинета и экспозиционные площадки в рекреациях гимназических коридоров.

«Мир профессий»

«Зал боевой славы»

«Зал семейной славы»

Первый зал «Мир профессий» включает экспозиции «Профессии наших родителей», «От увлечения – к профессии», «Любимые занятия в семье». Уголок «Традиционные ремесла белорусов» дает уникальную возможность как этнокультурного образования гимназистов, так и их самоопределения в поиске интересных занятий. Здесь представлены образцы старинной вышивки, ткачества, резьбы по дереву, гончарные изделия, керамика, некоторые инструменты и оборудование. Еще одна экспозиция «Наши достижения» отражает результаты работы кружков и других объединений гимназистов, дает представление о профессиональном выборе выпускников гимназии, их профессиональных успехах.

Второй раздел музея – «Зал боевой славы». Материалы экспозиций «Судьба семьи в судьбе страны», «Ветераны живут рядом», «Пётр Васильевич Цурбанов», «Витебск в годы оккупации», «Витебчане в «горячих» точках» и др. основаны на документах и свидетельствах ветеранов Великой Отечественной Войны, участников боевых действий в Афганистане, проживающих в микрорайоне гимназии, и близких родственниках учащихся. Так, например, экспозиция «Пётр Васильевич Цурбанов» посвящена жизни и деятельности нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, полковника, однополчанина трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба. Семья ветерана, проживающая в микрорайоне школы, после его смерти передала в музей материалы семейного архива, которые и составляют основу экспозиции. С 2006 года имя П. В. Цурбанова носит пионерская дружина гимназии.

Третий зал Музея Семьи – «Зал семейной славы». Условно все его экспонаты можно разделить на два раздела: «Семья и народные традиции» и «Современная Семья». Здесь находятся изготовленные учащимися короб и кукольные персонажи белорусского народного театра «Батлейка», образцы белорусского национального костюма, предметы семейного быта и игровой культуры. Экспозиции «Дом славен трудом», «Наши славные семьи», «Семейный портрет в гимназическом интерьере» рассказывают о традициях, реликвиях, укладе и образе жизни семей современных гимназистов, лучшем опыте семейного воспитания, ярких событиях взаимодействия гимназии и семьи.

(Экскурсии проводятся только по предварительной записи)

История создания музея

Музей Семьи? Зачем?

Затем, что нет более важного в воспитании Человека, чем создание той воспитательной среды, из которой он черпает и жизненный опыт, и отношение к людям (умение строить отношения с людьми), и знания. Школа протягивает руку родителям  говорит: “Давайте вместе строить ту систему координат, в которой будут подрастать и взрослеть наши дети!”

На горизонтальной оси этой системы – семья, родительский дом, самые родные и близкие люди. Эта ось – база, чем она мощнее и длиннее, тем увереннее ребёнок из мира детства шагнёт во взрослую жизнь.

Вертикальная ось – ось восхождения, шаг за шагом, год за годом расширяется кругозор, формируются и углубляются знания и растёт понимание важности того, что и кто тебя окружает. За эту ось отвечает школа.

Именно на это оси начинались проекты создания музея Семьи в школе №39 (гимназия №7).

Первые из них – “Профессии наших родителей”, “Мир увлечений моей семьи”, “Реликвии моей семьи”— позволили самым младшим ученикам взглянуть новыми глазами на своих мам и пап. Оказывается, маму, которую ты вчера не слушал, слушаются на работе взрослые дяди и тёти, а папа — мастер на все руки, бабушка с дедушкой не просто люди, которые заботятся о тебе, но ими гордятся на предприятии, на котором они работали, и город, и страна.

В создании этих экспозиций неоценимый вклад внесли все педагоги  школы. Оно строилось на основе системы классных часов, где главным действующим лицом выступала Семья, а опытным режиссером – классный руководитель – Учитель.

И еще один краеугольный камень —  все связано с традициями, историческим опытом, обычаями народа, традиционные ремесла. Так срастались на базе музея История и Современность. А новая экспозиция «От увлечения к профессии» рассказывает о том, как детское увлечение наших учеников стало основой их жизненного и профессионального определения.

Движется время, движется история, расширяется кругозор – и эстафета в создании следующих экспозиций переходит к учителям истории Васенко Т.И. и Павленковой Н.Э.  «Судьба семьи в судьбе страны», «Ветераны живут рядом» — названия этих экспозиций.  Связь событий Великой Отечественной войны с событиями и людьми собственной семьи или с теми, кто живет рядом с тобой, становится зримой и осязаемой.

И, наконец, третий зал «Зал Семейной славы», основанный на традиционных мероприятиях – фестиваль семейного творчества «Зараначка», «Дом, который ты построишь сам…», «Семейные традиции белорусов» — призван накопить, систематизировать и использовать в повседневной практике деятельности школы лучший опыт семейного воспитания.

Создание музея было бы невозможно без огромного труда учителей рисования и трудового обучения А.В. Абрамова, Л.Н. Осипука, О.В. Кирюшкина, Н.А. Шепель, Л.В. Кохно, Л.А. Дубовик, Н.П. Конопелько, А.П. Морозовой и учителей кафедры белорусского языка и литературы: Л.И Мясоедовой, Е.Ф. Симаковой, М.А. Волковой, Т.В. Андрейченко, Ж.В. Дадеркиной, и, конечно же, Мариной Лельевной Троицкой.

Музей семьи в гимназии как основной фактор взаимодействия семьи и гимназии в создании культурно-досуговой деятельности

В конце 90-х годов 20-начале 21 века в нашей стране, как и во многих странах мира, начали прослеживаться кризисные процессы и явления в современной семье, такие как:

  • разрушение нравственных представлений о браке и семье;
  • утрата традиционного уклада семейной жизни и семейных взаимоотношений;
  • падение социального престижа отцовства и материнства из-за погони за профессиональной и общественной карьерой, жизненными благами;
  • отношение к детям, как препятствию к достижению успехов в жизни или же, наоборот, к возможности вести аморальный образ жизни;
  • деформация духовно-нравственных отношений между членами семьи;
  • изменение различных сторон и содержания семейного воспитания;
  • снижение педагогической культуры разных категорий родителей, особенно молодых.

Эти явления подтолкнули к более активному исследованию проблем семьи, воспитания детей в гимназии.

Одной из наиболее важных составляющих воспитания является семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей, взаимопомощи, поддержке, взаимодействия между членами семьи.

Самым первым и главным в жизни человека является семья. Именно в ней все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и максимально действенных способов — живого примера старших, образа жизнедеятельности членов семьи, уважения предков и их обычаев.

Достаточно много литературы посвящено теме семейно-бытового воспитания, но почти нет практических рекомендаций по ведению этой работы. В нашей гимназии на протяжении нескольких лет уделялось большое внимание построению единого воспитательного пространства во взаимодействии с семьёй. Это реализовалось через работу по созданию музея Семьи в гимназии.    

 

Зал «Боевой славы» посвящен памяти Великой Отечественной войны и был открыт к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Отличительной чертой нашего музея является то, что все материалы музея созданы на основе воспоминаний ветеранов. Проживающих в нашем микрорайоне и близких родственников учащихся.

 Экспозиции нашего музея основаны на сборе материалов на темы :

«Судьба семьи в судьбе страны». «Ветераны живут рядом».

Оформлены следующие стенды : «В небе над Родиной», «Женские лики войны», « Мы даже смерти выше», «Огненные вёрсты войны», «Наше дело правое», «С отвагой в сердце». « Операция Багратион», «Роль печати в годы войны»

В зале «Профессии моих родителей» расположены экспозиции : «От увлечения к профессии», «Ориентиры к профессии». Проводятся классные часы по темам: “ Беларускія народныя гульні”, “Калі ласка у нашу хату”, “Па беленькай кладачцы чырвоны певунок”, “Побыт сям’і  бларусау”

 

Направления работы

  • Культурно-образовательная деятельность
  • Экспозиционная работа
  • Комплектование фондов

Формы работы

  • Тематические и обзорные экскурсии.
  • Уроки Памяти, уроки семейного воспитания
  • Классные часы и родительские собрания «Всё начинается с семьи», «След Великой Отечественной войны в истории моей семьи»,  «Семья — как много в этом слове!», «Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье» 
  • Музейные занятия «История моей семьи»,  «Памятные даты моей семьи», «Сын,  отец, отечество»
  • Факультативные занятия «Семья – маленькая страна» , «Я горжусь своей семьей», «Моя семья в истории ВОВ», «Семья у книжной полки»

Сотрудничество

  • Государственное учреждение образования «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова».
  • Витебский государственный технологический университет

Итоги работы за 2019/2020 учебный год

  • 114 экскурсий
  • 49 мероприятий
  • 2692 посетителей, в т.ч. 261 — взрослых
  • 17 выставок
  • 177 музейных предметов, в т.ч. 155 основного фонда