Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gimnazium7_vit@tut.by
 

Музей Семьи

a

«Музей Семьи» — это построение единого воспитательного пространства во взаимодействии с семьёй, это три зала-кабинета и экспозиционные площадки в рекреациях гимназических коридоров.

«Мир профессий»

«Зал боевой славы»

«Зал семейной славы»

Первый зал «Мир профессий» включает экспозиции «Профессии наших родителей», «От увлечения – к профессии», «Любимые занятия в семье». Уголок «Традиционные ремесла белорусов» дает уникальную возможность как этнокультурного образования гимназистов, так и их самоопределения в поиске интересных занятий. Здесь представлены образцы старинной вышивки, ткачества, резьбы по дереву, гончарные изделия, керамика, некоторые инструменты и оборудование. Еще одна экспозиция «Наши достижения» отражает результаты работы кружков и других объединений гимназистов, дает представление о профессиональном выборе выпускников гимназии, их профессиональных успехах.

Второй раздел музея – «Зал боевой славы». Материалы экспозиций «Судьба семьи в судьбе страны», «Ветераны живут рядом», «Пётр Васильевич Цурбанов», «Витебск в годы оккупации», «Витебчане в «горячих» точках» и др. основаны на документах и свидетельствах ветеранов Великой Отечественной Войны, участников боевых действий в Афганистане, проживающих в микрорайоне гимназии, и близких родственниках учащихся. Так, например, экспозиция «Пётр Васильевич Цурбанов» посвящена жизни и деятельности нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, полковника, однополчанина трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба. Семья ветерана, проживающая в микрорайоне школы, после его смерти передала в музей материалы семейного архива, которые и составляют основу экспозиции. С 2006 года имя П. В. Цурбанова носит пионерская дружина гимназии.

Третий зал Музея Семьи – «Зал семейной славы». Условно все его экспонаты можно разделить на два раздела: «Семья и народные традиции» и «Современная Семья». Здесь находятся изготовленные учащимися короб и кукольные персонажи белорусского народного театра «Батлейка», образцы белорусского национального костюма, предметы семейного быта и игровой культуры. Экспозиции «Дом славен трудом», «Наши славные семьи», «Семейный портрет в гимназическом интерьере» рассказывают о традициях, реликвиях, укладе и образе жизни семей современных гимназистов, лучшем опыте семейного воспитания, ярких событиях взаимодействия гимназии и семьи.

Шаруба Светлана Ивановна

Руководитель Музея Семьи

Иванова Мария

Экскурсовод «Мир профессий»

Иванова Мария

Экскурсовод «Зал боевой славы»

Иванова Мария

Экскурсовод «Зал семейной славы»

(Экскурсии проводятся только по предварительной записи)

История создания музея

Музей Семьи? Зачем?

Затем, что нет более важного в воспитании Человека, чем создание той воспитательной среды, из которой он черпает и жизненный опыт, и отношение к людям (умение строить отношения с людьми), и знания. Школа протягивает руку родителям  говорит: “Давайте вместе строить ту систему координат, в которой будут подрастать и взрослеть наши дети!”

На горизонтальной оси этой системы – семья, родительский дом, самые родные и близкие люди. Эта ось – база, чем она мощнее и длиннее, тем увереннее ребёнок из мира детства шагнёт во взрослую жизнь.

Вертикальная ось – ось восхождения, шаг за шагом, год за годом расширяется кругозор, формируются и углубляются знания и растёт понимание важности того, что и кто тебя окружает. За эту ось отвечает школа.

Именно на это оси начинались проекты создания музея Семьи в школе №39 (гимназия №7).

Первые из них – “Профессии наших родителей”, “Мир увлечений моей семьи”, “Реликвии моей семьи”— позволили самым младшим ученикам взглянуть новыми глазами на своих мам и пап. Оказывается, маму, которую ты вчера не слушал, слушаются на работе взрослые дяди и тёти, а папа — мастер на все руки, бабушка с дедушкой не просто люди, которые заботятся о тебе, но ими гордятся на предприятии, на котором они работали, и город, и страна.

В создании этих экспозиций неоценимый вклад внесли все педагоги  школы. Оно строилось на основе системы классных часов, где главным действующим лицом выступала Семья, а опытным режиссером – классный руководитель – Учитель.

И еще один краеугольный камень —  все связано с традициями, историческим опытом, обычаями народа, традиционные ремесла. Так срастались на базе музея История и Современность. А новая экспозиция «От увлечения к профессии» рассказывает о том, как детское увлечение наших учеников стало основой их жизненного и профессионального определения.

Движется время, движется история, расширяется кругозор – и эстафета в создании следующих экспозиций переходит к учителям истории Васенко Т.И. и Павленковой Н.Э.  «Судьба семьи в судьбе страны», «Ветераны живут рядом» — названия этих экспозиций.  Связь событий Великой Отечественной войны с событиями и людьми собственной семьи или с теми, кто живет рядом с тобой, становится зримой и осязаемой.

И, наконец, третий зал «Зал Семейной славы», основанный на традиционных мероприятиях – фестиваль семейного творчества «Зараначка», «Дом, который ты построишь сам…», «Семейные традиции белорусов» — призван накопить, систематизировать и использовать в повседневной практике деятельности школы лучший опыт семейного воспитания.

Создание музея было бы невозможно без огромного труда учителей рисования и трудового обучения А.В. Абрамова, Л.Н. Осипука, О.В. Кирюшкина, Н.А. Шепель, Л.В. Кохно, Л.А. Дубовик, Н.П. Конопелько, А.П. Морозовой и учителей кафедры белорусского языка и литературы: Л.И Мясоедовой, Е.Ф. Симаковой, М.А. Волковой, Т.В. Андрейченко, Ж.В. Дадеркиной, и, конечно же, Мариной Лельевной Троицкой.

Музей семьи в гимназии как основной фактор взаимодействия семьи и гимназии в создании культурно-досуговой деятельности

В конце 90-х годов 20-начале 21 века в нашей стране, как и во многих странах мира, начали прослеживаться кризисные процессы и явления в современной семье, такие как:

  • разрушение нравственных представлений о браке и семье;
  • утрата традиционного уклада семейной жизни и семейных взаимоотношений;
  • падение социального престижа отцовства и материнства из-за погони за профессиональной и общественной карьерой, жизненными благами;
  • отношение к детям, как препятствию к достижению успехов в жизни или же, наоборот, к возможности вести аморальный образ жизни;
  • деформация духовно-нравственных отношений между членами семьи;
  • изменение различных сторон и содержания семейного воспитания;
  • снижение педагогической культуры разных категорий родителей, особенно молодых.

Эти явления подтолкнули к более активному исследованию проблем семьи, воспитания детей в гимназии.

Одной из наиболее важных составляющих воспитания является семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей, взаимопомощи, поддержке, взаимодействия между членами семьи.

Самым первым и главным в жизни человека является семья. Именно в ней все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и максимально действенных способов — живого примера старших, образа жизнедеятельности членов семьи, уважения предков и их обычаев.

Достаточно много литературы посвящено теме семейно-бытового воспитания, но почти нет практических рекомендаций по ведению этой работы. В нашей гимназии на протяжении нескольких лет уделялось большое внимание построению единого воспитательного пространства во взаимодействии с семьёй. Это реализовалось через работу по созданию музея Семьи в гимназии.    

 

Зал «Боевой славы» посвящен памяти Великой Отечественной войны и был открыт к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Отличительной чертой нашего музея является то, что все материалы музея созданы на основе воспоминаний ветеранов. Проживающих в нашем микрорайоне и близких родственников учащихся.

 Экспозиции нашего музея основаны на сборе материалов на темы :

«Судьба семьи в судьбе страны». «Ветераны живут рядом».

Оформлены следующие стенды : «В небе над Родиной», «Женские лики войны», « Мы даже смерти выше», «Огненные вёрсты войны», «Наше дело правое», «С отвагой в сердце». « Операция Багратион», «Роль печати в годы войны»

В зале «Профессии моих родителей» расположены экспозиции : «От увлечения к профессии», «Ориентиры к профессии». Проводятся классные часы по темам: “ Беларускія народныя гульні”, “Калі ласка у нашу хату”, “Па беленькай кладачцы чырвоны певунок”, “Побыт сям’і  бларусау”

 

Направления работы

  • Культурно-образовательная деятельность
  • Экспозиционная работа
  • Комплектование фондов

Проектная деятельность

Формы работы

  • Тематические и обзорные экскурсии.
  • Уроки Памяти, уроки семейного воспитания
  • Классные часы и родительские собрания «Всё начинается с семьи», «След Великой Отечественной войны в истории моей семьи»,  «Семья — как много в этом слове!», «Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье» 
  • Музейные занятия «История моей семьи»,  «Памятные даты моей семьи», «Сын,  отец, отечество»
  • Факультативные занятия «Семья – маленькая страна» , «Я горжусь своей семьей», «Моя семья в истории ВОВ», «Семья у книжной полки»

Сотрудничество

  • Государственное учреждение образования «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова».
  • Витебский государственный технологический университет

Итоги работы за 2018/2019 учебный год

  • 114 экскурсий
  • 49 мероприятий
  • 2692 посетителей, в т.ч. 261 — взрослых
  • 17 выставок
  • 177 музейных предметов, в т.ч. 155 основного фонда