Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение — либо малым, либо чрезмерным.

Первый год обучения в школе особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым сверстникам и взрослым. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Основными критериями адаптированного первоклассника являются:

  • положительное отношение к школе,
  • умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его,
  • адекватное восприятие школьных требований,
  • лёгкое усвоение учебного материала,
  • проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и
    иных поручений,
  • благоприятное статусное положение в классе и др.

Адаптационный период — это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе. Поэтому весь первый класс мы говорим об адаптации.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки.

Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. Активный период обучения начинается после этого периода адаптации.

Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть такие, которые школа не может устранить:

  • исходные на начало обучения уровень состояния здоровья и развития ребёнка,
  • уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане и др.

Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать:

  • оптимальный возраст начала обучения каждого ребёнка,
  • санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения,
  • режим работы в классе и группе продлённого дня,
  • обстановка в семье, величина учебной нагрузки,
  • учёт индивидуальных особенностей и др.

Готовность ребёнка к школе. Что же должен уметь ребёнок, чтобы быть готовым к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе. Что это такое?

Это прежде всего мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую «внутреннюю позицию» школьника, его волевую и интеллектуальную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят: неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры; что это еще за «внутренняя позиция» школьника, о которой твердят психологи? Давайте прежде всего попробуем разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, и тогда вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка.

Хочет ли ребенок в школу?

Прежде всего мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники тоже пойдут туда, потому, что слышал дома, что попасть в этот класс очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все — и классы, и учительница, и систематические занятия — все для них внове, все впервые. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. В 6 лет дети уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, игрушки, диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а покупка ранца или учебника — обязанностью перед ним. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника, о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Так же важно рассказывать детям о том, что именно значит — быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции» школьника.

Однако правомерен вопрос: «Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность такой позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче? Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является формирование интереса к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

Ещё одно составляющее готовности к школе – это интеллектуальная готовность. Что же это такое? Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее — это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.

На самом деле интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это прежде всего уровень развития его психических качеств — восприятия и памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, то есть использовать определенные знаки, схемы, модели для представления объекта действительности, которые замещают реальные объекты. Например, для того чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, необязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заменители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям сделать чертеж, который поможет представить условие задачки, и решить ее на основе данного графического изображения. Это позволяет перевести присущее ребенку этого возраста наглядно-образное мышление в логическое. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.

Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения — одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.

Не менее важна для нас и волевая готовность, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае, если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Слышит ли рука глаз?

Нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, то есть зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. О трудности координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудным и для взрослого человека? Прежде всего нам помогут предложенные ранее графические диктанты. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование, особенно по заданному образцу.

Яндекс.Метрика