Государственное учреждение образования

"Гимназия №7 г. Витебска"

BelarusianRussianEnglish
✉ 210032, г.Витебск,
проспект Победы, 29-А
+375212 622605 +375212 622620
📧 gimnazium7_vit@tut.by
 

В помощь учителю-предметнику

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

Посмотреть

Примерное календарно-тематическое планирование на 2020/2021 учебный год

Образовательный процесс

Перейти

Учебные программы

В помощь педагогу

Рекомендации, игры, сценарии, внеклассные материалы, видеоматериалы

Перейти

Материалы для работы с учащимися

Научно-практическая конференция.
Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательских работ

Требования к оформлению научно-исследовательской работы

1. Научно-исследовательская работа оформляется в формате Word.

2. Формат документа – А-4 (ориентация книжная); шрифт – Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – 1,5; поля текста – 20мм со всех сторон; абзац – 10 мм.

3. Оформление титульного листа: название научно-исследовательской работы печатается заглавными буквами без переноса, по центру. Ниже строчными буквами печатаются фамилия, имя, отчество автора (-ов) и руководителя, на следующей строке – полное название учреждения образования, где учится автор, – по правому краю, курсив.

4. Оглавление — с указанием страниц; текст работы – по ширине, заголовки – по левому краю; список использованных источников оформляется: «Список использованных источников».

5. В тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника по списку и через запятую – номер страницы (страниц), например: [43, с.91].

6. Нумерация страниц сквозная, при этом на титульном листе и содержании номера страниц не указываются; номера страниц указываются в правом нижнем углу; объем работы – до 25 страниц, без приложений.

7. Стиль изложения учебно-научный или научно-публицистический.

8. Список используемых источников (книги, монографии, газетные или журнальные статьи, адреса сайтов и др.) составляется в алфавитном порядке авторов. Ссылки на используемые источники и приложения по тексту работы обязательны! Список используемых источников и ссылки должны быть оформлены в соответствии с правилами библиографического описания (образцы оформления можно посмотреть на сайте академии www.academy.edu.by).

9. Приложения оформляются на отдельных листах с заголовком в правом верхнем углу, размещаются после списка используемых источников со сквозной нумерацией страниц всего текста работы.

10. При форматировании текста запрещено устанавливать отступы табуляцией или пробелом, перенос слов, уплотнение интервалов.

Структура научно-исследовательской работы

  • Титульный лист.
  • Введение (формулируется тема, проблема, цели и задачи исследования, содержится оценка современного состояния решаемой проблемы, обосновывается необходимость проведения работы) — рекомендуемый объем до трех страниц.
  • Основная часть (состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме; обязательно должны быть ссылки на авторов и источник, из которого заимствуется материал) — рекомендуемый объем до двадцати страниц.
  • Заключение (делаются выводы по результатам выполненной работы, даются ответы на поставленные во введении вопросы) — рекомендуемый объем до двух страниц.
  • Список используемых источников.

Образец оформления литературы

а) Примеры описания самостоятельных изданий

Характеристика источника Пример оформления
Один, два или три автора Котаў, A.I. Гісторыя Беларусі i сусветная цывілізацыя / A.I. Котаў. -2-е выд. — Мінск: Энцыклапедыкс, 2003. — 168 с.
Шотт, А.В. Курс лекций по частной хирургии / А.В. Шотт, В.А. Шотт. — Минск: Асар, 2004. — 525 с.
Чикатуева Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. В.П. Федько. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. -413 с.
Дайнеко, А.Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. — Минск: Ин-т аграр. экономики, 2004. — 323 с.
Четыре и более авторов Культурология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. СВ. Лапиной. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2004. — 495 с.
Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / И.С Андреев [и др.]; под общ. ред. Г.А. Василевича. — Минск: Амалфея, 2000. — 1071 с.
Основы геологии Беларуси / А.С Махнач [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т геол. наук; под общ. ред. А.С. Махнача. — Минск, 2004. — 391 с.
Коллективный автор Сборник нормативно-технических материалов по энергосбережению / Ком. по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь; сост. А.В. Филипович. — Минск: Лоранж-2, 2004. — 393 с.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. — Минск: Юнипак, 2004. — 202 с.
Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т воен. истории; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. — М.: Большая рос. энцикл.: РИПОЛ классик, 2002. —1663 с.
Многотомное издание Псторыя Беларуси у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i шш.]. -Мшск: Экаперспектыва, 2000-2005. — 6 т.
Гісторыя Беларусі у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i інш.]. -Мінск: Экаперспектыва, 2000-2005. — Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII-XVIII ст.) / Ю. Бохан [i шш.]. — 2004. — 343 с; Т. 4: Беларусь у складзе Расійскай iмперыі (канец XVIII-пачатак XX ст.) / М. Біч [i інш.]. — 2005. — 518 с.
Багдановіч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. — 2-е выд. — Мінск: Беларус. навука, 2001. — 3 т.
Отдельный том в многотомном издании Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i інш.]. -Мінск: Экаперспектыва, 2000-2005. — Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII-XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. — 2004. — 343 с.
Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i інш.]. -Мінск: Экаперспектыва, 2000-2005. — Т. 4: Беларусь у складзе Раійскай імперыі (канец XVIII-пачатак XX ст.) / М. Біч [i інш,]. -2005.-518 с.
Багдановіч, М. Поуны збор твораў: у 3 т. / М. Багдановіч. — 2-е выд. -Мінск: Беларус. навука, 2001. — Т. 1: Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. — 751 с.
Российский государственный архив древних актов: путеводитель: в 4 т. / сост.: М.В. Бабич, Ю.М. Эскин. — М.: Археогр. центр, 1997. -Т. 3, ч. 1. — 720 с.
Сборник статей, трудов Информационное обеспечение науки Беларуси: к 80-летию со дня основания ЦНБ им. Я.Коласа НАН Беларуси: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Центр, науч. б-ка; редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2004. — 174 с.
Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Ин-т биохимии; науч. ред. В.В. Лелевич. — Гродно, 2004. — 223 с.
Сборники без общего заглавия Певзнер, Н. Английское в английском искусстве / Н. Певзнер; пер. О.Р. Демидовой. Идеологические источники радиатора «роллс-ройса» / Э. Панофский; пер. Л.Н. Житковой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 318 с.
Материалы конференций Глобализация, новая экономика и окружающая среда: проблемы общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию: материалы 7 Междунар. конф. Рос. о-ва экол. экономики, Санкт-Петербург, 23-25 июня 2005 г. / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. И.П. Бойко [и др.]. — СПб., 2005. — 395 с.
Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. — Гродно, 2005. -239 с.
Учебно-методические материалы Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н.А. Горбаток; М-во внутр. дел Респ. Беларуь, Акад. МВД. — Минск, 2005. — 183 с.
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: учеб.-метод, пособие: в 3 ч. / Акад. последиплом. образования; авт.-сост. Н.А. Сакович. — Минск, 2004. –Ч._2: Сказкотерапевтические технологии. — 84 с.
Корнеева, И.Л. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч. / И.Л. Корнеева. — М.: РИОР, 2004. — Ч. 2. — 182 с.
Архивные материалы 1. Архив Гродненского областного суда за 1992 г. — Дело № 4/8117. 2. Архив суда Центгрального района г.Могилева за 2001 г. -Уголовное дело № 2/1577.
Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). 1. Фонд 277. — Оп. 1. — Д. 1295-1734. Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Могилевской губернии (имеются планы имений) 1884—1918 гг. 2. Фонд 277. — Оп. 1. — Д. 802-1294, 4974-4978, 4980-4990, 4994-5000, 5002-5013, 5015-5016. Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Минской губернии (имеются планы имений) 1884-1918 гг. 3. Фонд 277. — Оп. 2, 5, 6, 7, 8.
Электронные ресурсы Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия: по материалам изд-ва «Большая российская энциклопедия»: в 3 т. — Электрон, дан. (486 Мб). — М.: Кордис & Медиа, 2003. — Электрон, опт. диски (CD-ROM): зв., цв. — Т. 1: Балет. — 1 диск; Т. 2: Опера. — 1 диск; Т. 3: Драма. -1 диск.
Регистр СНГ — 2005: промышленность, полиграфия, торговля, ремонт, транспорт, строительство, сельское хозяйство [Электронный ресурс]. — Электрон, текстовые дан. и прогр. (14 Мб). -; Минск: Комлев И.Н., 2005. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Ресурсы удаленного доступа Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2005. — Режим доступа: http://www.pravo.by. — Дата доступа: 25.01.2006.
Proceeding of mini-symposium on biological nomenclature in the 21st centry [Electronic resource] / Ed. J.L. Reveal. — College Park M.D., 1996. — Mode of access: http://www.inform.ind.edu/PBIO/brum.html. -Date of access: 14.09.2005.

б) примеры описания составных частей изданий

Характеристика источника Пример оформления
Составная часть книги Михнюк, Т.Ф. Правовые и организационные вопросы охраны труда / Т.Ф. Михнюк // Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Т.Ф. Михнюк. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск, 2004. — С. 90-101.
Пивоваров, Ю.П. Организация мер по профилактике последствий радиоактивного загрязнения среды в случае радиационной аварии / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев // Радиационная экология: учеб. пособие / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев. — М., 2004. — С. 117-122.
Ескина, Л.Б. Основы конституционного строя Российской Федерации / Л.Б. Ескина // Основы права: учебник / М.И. Абдулаев [и др.]; под ред. М.И. Абдулаева. — СПб., 2004. — С. 180-193.
Глава из книги Бунакова, В.А. Формирование русской духовной культуры / В.А. Бунакова // Отечественная история: учеб. пособие / С.Н. Полторак [и др.]; под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. — М., 2004. — Гл. 6. — С. 112-125.
Николаевский, В.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты в 1970-1980 годах / В.В. Николаевский // Система социальной защиты: теория, методика, практика / В.В. Николаевский. — Минск, 2004. — Гл. 3. — С. 119-142.
Часть из собрания сочинений, избранных произведений Плевіч, Н. Сон у бяссонщу / Н. Гіневіч // 3б. тв.: у 23 т. — Мінск, 2003. — Т. 6. — С. 382-383.
Сачанка, Б.1. Родны кут / Б. Сачанка // Выбр. тв.: у 3 т. — Мінск, 1995. — Т. 3: Аповесці. — С. 361-470.
Пушкин, А.С. История Петра / А.С. Пушкин // Поли. собр. соч.: в 19 т. — М., 1995. — Т. 10. — С. 11-248.
Шекспир, В. Сонеты / В. Шекспир // Избранное. — Минск, 1996. — С. 732-749.
Составная часть сборника Коморовская, О. Готовность учителя-музыканта к реализации личностно-ориентированных технологий начального музыкального образования / О. Коморовская // Музыкальная наука и современность: взгляд молодых исследователей: сб. ст. аспирантов и магистрантов БГАМ / Белорус, гос. акад. музыки; сост. и науч. ред. Е.М. Гороховик. — Минск, 2004. — С. 173-180.
Войтешенко, Б.С. Сущностные характеристики экономического роста / Б.С. Войтешенко, И.А. Соболенко // Беларусь и мировые экономические процессы: науч. тр. / Белорус, гос. ун-т; под ред. В.М. Руденкова. — Минск, 2003. — С. 132-144.
Скуратов, В.Г. Отдельные аспекты правового режима закладных в постсоветских государствах / В.Г. Скуратов // Экономико-правовая парадигма хозяйствования при переходе к цивилизованному рынку в Беларуси: сб. науч. ст. / Ин-т экономики НАН Беларуси, Центр исслед. инфраструктуры рынка; под науч. ред. П.Г. Никитенко. — Минск, 2004. — С. 208-217.
Яюменка, Т.С. Аб песенна-эпічнай традыцыі у музычным фальклоры беларусаў / Т.С. Якіменка // Беларуская музыка: гісторыя i традыцыі: зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. акад. музыкі склад, i навук. рэд. В.А. Антаневіч. — Мінск, 2003. — С. 47-74.
Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций Пеньковская, Т.Н. Роль и место транспортного комплекса в экономике Республики Беларусь / Т.Н. Пеньковская // География в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию геогр. фак. БГУ, Минск, 4-8 окт. 2004 г. / Белорус, гос. ун-т, Белорус, геогр. о-во; редкол.: Н.И. Пирожник [и др.]. — Минск, 2004. — С. 163-164.
Ермакова, Л.Л. Полесский караванный обряд в пространстве культуры / Л.Л. Ермакова // Тураускія чытанні: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф., Гомель, 4 верас. 2004 г. / НАН Беларуси Гомел. дзярж. ун-т; рэдкал.: У.1. Коваль [i інш.]. -Гомель, 2005. — С. 173-178.
Бочков, А.А. Единство правовых и моральных норм как условие построения правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь / А.А. Бочков, Е.Ф. Ивашкевич // Право Беларуси: истоки, традиции, современность: материалы междунар. науч.-практ. конф., Полоцк, 21-22 мая 2004 г.: в 2 ч. / Полоц. гос. ун-т; редкол.: О.В. Мартышин [и др.]. — Новополоцк, 2004. -Ч. 1. — С. 74-76.
Статья из продолжающегося издания Ипатьев, А.В. К вопросу о разработке средств защиты населения в случае возникновения глобальных природных пожаров / A.В. Ипатьев. А.В. Василевич // Сб. науч. тр. / Ин-т леса НАН Беларуси. — Гомель, 2004. — Вып. 60: Проблемы лесоведения и лесоводства на радиоактивно загрязненных землях. — С. 233-238.
Статья из журнала Бандаровіч, В.У. Дзеясловы i ix дэрываты у старабеларускай музычнай лексіцы / В.У. Бандаровіч // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Фшалогія. Журналістыка. Педагогіка. — 2004. — № 2. -С. 49-54.
Влияние органических компонентов на состояние радиоактивного стронция в почвах / Г.А. Соколик [и др.] // Вес. Над. акад. навук Беларусі Сер. xiм. навук. — 2005. — № 1. — С. 74-81.
Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыў Беларусі / І. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. Ricт. Часопюю — 2005. — № 4. — С. 49-53.
Boyle, A.E. Globalising environmental liability: the interplay of national and international law / A.E. Boyle // J. of environmental law. — 2005. -Vol. 17, №1.-P. 3-26.
Caesium-137 migration in Hungarian soils / P. Szerbin [et al.] // Science of the Total Environment. — 1999. — Vol. 227, № 2/3. — P. 215-227.
Статья из газеты Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик // Рэспубліка. — 2005. — 19 крас. — С. 8.
Ушкоў, Я. 3 гісторыі Лімаускай крытыкі / Я. Ушкоў // ЛiM. — 2005. -5 жн. — С. 7.
Статья из энциклопедии, словаря Аляхновіч, М.М. Электронны мікраскоп / М.М. Аляхновіч // Беларус. энцыкл.: у 18 т. — Мінск, 2004. — Т. 18, кн. 1. — С. 100.
Витрувий // БСЭ. — 3-е изд. — М, 1971. — Т. 5. — С. 359-360.
Дарашэвіч, Э.К. Храптовіч I.I. / Э.К. Дарашэвіч // Мысліцелі i асветнікі Беларусі (X-XIX стагоддз1): энцыкл. давед. / склад. Г.А. Маслыка; гал. рэд. Б.1. Сачанка. — Мінск, I995. — С. 326-328.
Мясникова, Л.А. Природа человека / Л.А. Мясникова // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. -М., 2004. — С. 550-553.
Рецензии Крауцэвіч, А. [Рэцзнзія] / А. Крауцэвіч // Беларус. Гіст. зб. — 2001. -№ 15. — С. 235-239. — Рэц. на кн.: Гісторыя Беларуси у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i інш.]. — Мінск: Экаперспектыва, 2000. — Т. 1: Старажытная Беларусь / В. Вяргей [i інш.]. — 351 с.
Пазнякоў, В. Крыху пра нашыя нацыянальныя рысы / В. Пазнякоў // Arche = Пачатак. — 2001. — № 4. — С. 78-84. — Рэц. на кн.: Лакотка, A.I. Нацыянальныя рысы беларускай архітэктуры / A.I. Лакотка. — Мінск: Ураджай, 1999. — 366 с.
Архивные материалы Описание синагоги в г. Минске (план части здания синагоги 1896 г.) // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). — Фонд 454. -Оп. З.-Д. 21.-Л. 18-19.
Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Минской губернии (имеются планы имений) 1884-1918 гг. // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). — Фонд 255. — Оп. 1. -Д. 802-1294, 4974^978, 4980-4990, 4994-5000, 5015-5016.
Составная часть CD-ROMa Введенский, Л.И. Судьбы философии в России / Л.И. Введенский // История философии [Электронный ресурс]: собрание трудов крупнейших философов по истории философии. — Электрон, дан. и прогр. (196 Мб). — М., 2002. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
Ресурсы удаленного доступа Козулько, Г. Беловежская пуща должна стать мировым наследием / Г. Козулько // Беловежская пуща — XXI век [Электронный ресурс].— 2004. —  Режим  доступа: http://bp21.ors.bv/ru/art/a041031.html. — Дата доступа: 02.02.2006.
Лойша, Д. Республика Беларусь после расширения Европейского Союза: шенгенский процесс и концепция соседства / Д. Лойша // Белорус, журн. междунар. права [Электронный ресурс]. — 2004. — №2 – Режим  доступа: http://www.cenunst.bsu.by/journal/2004.2/01.pdf. — Дата доступа: 16.07.2005.
Статут Международного Суда // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — 2005. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm. — Дата доступа: 10.05.2005.
Cryer, R. Prosecuting international crimes: selectivity and the international criminal law regime / R. Cryer // Peace Palace Library [Electronic resource]. — The Hague, 2003-2005. — Mode of access: http://catalogue.ppl.nl/DB=l/SET=3/TTL=ll/SHW?FRST=12.-Date of access: 04.01.2006.

Критерии оценивания научно-исследовательских работ

  1. Актуальность, новизна и практическая значимость работы.
  2. Четкость постановки проблемы, цели и задач.
  3. Соответствие темы работы ее содержанию.
  4. Полнота раскрытия темы.
  5. Согласованность цели, задач, содержания и выводов работы.
  6. Логичность и доступность изложения материала.
  7. Уровень (грамотность) оформления работы.

Критерии оценивания защиты работы при устном выступлении

  1. Четкость и логичность изложения материала;
  2. Свободное владение специальной терминологией.
  3. Компетентность автора в проблеме исследования.
  4. Эрудиция автора (знание основных положений в избранной области знаний — сверх школьной программы).
  5. Качество презентации.
  6. Культура речи.

Дополнительные материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне

Беларуская мова

Беларуская лiтаратура

Русская литература

Английский язык

Математика

Тема «Построение графика функции y=f(x)+b». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Построение графика функций y=-f(x)». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Построение графика функции y=kf(x)». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Построение графика функций y=|f(x)|». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Построение графика функций y=f(x+a)». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Построение графика функций y=f(-x)». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Построение графика функции y=f(kx)». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Построение графика функций y=f(|x|)». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Обратная функция». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Сложная функция». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Четные и нечетные функции». 10 класс. Автор С.И. Сергеев

Тема «Функции». 9 класс. Авторы К.О. Ананченко, Н.Т. Воробьев, Г.Н. Петровский

Методические рекомендации для учителей. Изучение темы «Элементы комбинаторики и бином Ньютона»

Примерная контрольная работа №1 по теме «Функции» Арефьева И. Г., Адамович Т.А. 10 класс (базовый уровень, повышенный уровень)

Глава I «Степень с рациональным показателем. Степенная функция» учебного пособия «Алгебра» для 11 класса авторов Е.П. Кузнецовой, Г.Л. Муравьёвой, Л.Б. Шнепермана, Б.Ю. Ящина / под ред. Л.Б. Шнепермана

Глава I «Ступень з рацыянальным паказчыкам. Ступенная функцыя» вучэбнага дапаможніка «Алгебра» для 11 класа аўтараў А.П. Кузняцовай, Г.Л. Мураўёвай, Л.Б. Шнэпермана, Б.Ю. Яшчына / пад рэд. Л.Б. Шнэпермана

Раздел II «Степень с действительным показателем» учебного пособия «Математика» для 11 класса авторов Л.А. Латотина, Б.Д. Чеботаревского

Раздзел II «Ступень з рэчаісным паказчыкам» вучэбнага дапаможніка «Матэматыка» для 11 класа аўтараў Л.А. Латоціна, Б.Д. Чабатарэўскага

Химия

Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Получение аминов»

Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Гибридизация атомных орбиталей углерода и пространственное строение молекул углеводородов»

Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Алкены. Реакции присоединения. Правило марковникова»

Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Диеновые углеводороды. Классификация диенов. Особенности строения сопряженных диенов и ароматических углеводородов»

Т.А.Колевич, Вадим Э.Матулис, Виталий Э.Матулис «Циклоалканы»

Инструкция к практической работе № 3 (повышенный уровень) «Гидролиз крахмала и целлюлозы»

Примерные инструкции к лабораторным опытам и практическим работам для 11 класса (повышенный уровень)

Предприятия по производству химических волокон в Республике Беларусь (Лекция по химии для учащихся)

Предприятия нефтеперерабатывающего комплекса Республики Беларусь. (Лекция по химии для учащихся)

Физика

Биология

География

Всемирная история

Обществоведение

Компоненты УМК

Информатика

Учебные предметы. X класс

Беларуская мова

Беларуская лiтаратура

Русский язык

Русская литература

Английский язык

Математика

Всемирная история

История Беларуси

Искусство (Отечественная и мировая художественная культура)

Обществоведение

Черчение

География

Биология

Физика

Химия

10-балльная система оценивания учебных достижений учащихся

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Эффективное оценивание приводит к повышению качества образования

Уровни Баллы Показатели оценки
0 Отсутствие ответа или отказ от ответа.
1.       Низкий

(рецептивный)

1 Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к предмету
2 Узнавание объекта изучения. Различение определенных структурных элементов знаний; проявление волевых усилий и мотивации учения
2.Удовлетворительный (рецептивно- репродуктивный 3 Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное  проявление ответственности, самокритичности
4 Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных, специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т.п.
2.                   Средний

(репродуктивно-продуктивный)

5 Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднение в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в усвоении и достижении результата
6 Полное программного учебного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству
3.Достаточный (продуктивный) 7 Владение программным учебным материалом, в том числе различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремления к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п.
8 Владение программным учебным материалом оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимися; наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т.п.
5. Высокий (продуктивный, творческий) 9 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции
10 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению

Функции 10-бальной системы оценивания учебных достижений учащихся

Не навредить, заметить, помочь

Контролирующая функция позволяет на разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень, которому соответствует  учебная деятельность учащегося  и класса в целом при тематическом и итоговом контроле, а при текущем оценивании  — учитывать проявление индивидуальных качеств и личностного отношения к усеваемому учебному материалу, процессу учебной деятельности. Данная функция связана с определением учителем путей, методов и средств оптимизации процесса обучения в достижении требований образовательных стандартов  и учебных программ в условиях разноуровневого  обучения.

Образовательная функция в условиях применения 10-бальной  интегральной оценочной шкалы ориентирует учителя на использование разнообразных методов и средств оценивания учебных достижений учащихся адекватно уровням учебной деятельности, что не только активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки. Поскольку в учебной оценочной деятельности применяются индивидуально-групповые этапы и демонстрируются положительные достижения каждого учащегося в соответствии с его возможностями.

Стимулирующая функция заключается в феномене положительного оценивания «вложенного труда», фиксирующего и результат усвоения, и процесс его достижения(который всегда индивидуален), путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности. Учет  проявления индивидуальных качеств и свойств личности при этом «снимать» состояние тревожности и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких результатов.

Диагностическая функция заключается в анализе учебных достижений каждого учащегося, процессуальной стороны учебной деятельности, предоставление свободы выбора как уровня усвоения учебного материала, так и способа поставленной задачи для последующей корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать его учебную работу.

Социальная функция предполагает, что объективная оценка учебных достижений учащихся способствует достижению определенного уровня образования, востребованного обществом и государством, предопределенного образовательными стандартами. Оценивание достижений обучающихся, анне их недостатков, уровневая градация отметок от самого низкого (рецептивного) до высокого (продуктивного) обеспечивает дифференцированный подход к оценке процесса и результатам учебного труда учащихся.